"Важский край" № 36 2017 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Морские традиции

16.08.2017
1

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 19
ОднаКнопка

В морских кругах мы нередко слышим термин – «морские традиции». Есть они у моряков разных стран и народов. Моряки – особый народ, у них свои обычаи и традиции. Попробуем разобраться, что это за традиции, откуда они произошли.

У моряков-поморов традиции, как поведение на море и в быту, нарабатывались практикой в течение веков. Они диктовались жизненной необходимость и целесообразностью. Помор тщательно готовился к выходу в море, зная, что море не полигон для испытаний, оно не прощает ошибок и незнания, поверхностного к нему отношения. Поморы осваивали новые берега, острова, запоминали приметы на берегу, направление ветра, течения. Всё отмечали в своей записной книжке – лоции. Хорошая была традиция.
На твердую ногу научно ставил мореплавание Петр I. Он лично написал первый «Корабельный устав», где прописал подробно жизнь моряков на корабле: обязанности командиров и подчиненных, режим труда и отдыха, авралы и спасение на море, даже рацион питания и чарку. При этом говорил: «Не держись Устава яко слепой стены. В Уставе правила сказаны, а случаи не описаны». Иными словами – поступай по обстановке, целесообразно. Так начинались морские традиции. Моряки военно-морского, транспортного (торгового), промыслового флотов и сегодня живут по Уставу, но уже современному. Но рука Петра I чувствуется.
Какие традиции чтят и соблюдают моряки XX-XXI веков?

Хорошая морская практика

Работа и жизнь моряка на судне определена Уставом службы на судах морского флота, различными наставлениями, инструкциями. И если какая-то ситуация не вписывается в руководящие документы, то действовать следует в соответствии с хорошей морской практикой. Это приведет к положительным результатам. Все сводится к интуиции, опыту моряка.
В море идут только профессионалы
Будущие командиры и рядовые члены экипажа обучаются в морских учебных заведениях: высших, средних, в мореходных школах. Но доступ на судно даст только рабочий диплом, который выдается на основании учебного диплома при наличии необходимого плавательского ценза (практики) и сдачи квалификационного экзамена в морской комиссии.

На флоте
не терпят бахвальства

Никто не бравирует своим образованием, званием, стажем работы, заслугами, наградами. Иной раз не знаешь, что рядом с тобой заслуженный человек, орденоносец. К примеру, в годы войны штурман нашего пароходства К.М. Кононов четыре раза тонул при плавании в конвоях и одиночных рейсах в Северной Атлантике и никому об этом после войны не говорил. Мать случайно нашла его блокнот, где он отмечал время и место гибели его судна. Каким чудом сам спасался – ни слова,
ни строчки.

Моряки не терпят лжи, вранья

Сама профессия требует говорить только правду, какая бы она ни была, ничего не украшая. Адмирал С.О. Макаров требовал: «Чего видим, то пишем, чего не видим, того не пишем». Это норма. Малейшая неправда в докладе может привести к неверным действиям командира и, как следствие, к трагедии
в море.

Скупость
не в почёте

Моряки хлебосольны и щедры, любят принимать гостей. Среди капитанов витает дух состязательности: кто лучше устроит прием друзей у себя дома или на судне. Встречи бывают редко, старание встретить достойно очевидно.

Леность и распущенность презираются

Если такой попадается в экипаже, то ему сразу дадут понять, что за него работать или убирать никто не будет. Научат, заставят, проконтролируют. Не получится – удалят на берег, в отдел кадров, с соответствующей характеристикой. И очень трудно будет ему попасть на другое судно.

Недружелюбия не бывает

Вспоминаю песню
«О друге»: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг». Только крепкая дружба вселяет уверенность и спокойствие, особенно в трудную минуту. Это подтверждено практикой и в военное, и в мирное время. Без дружбы и взаимопомощи идти в море просто опасно.

Скрытность презирается

В общении скрытность и хитрость проявляются. И если в экипаже это поймут, то с таким человеком перестанут общаться и при первой возможности спишут на берег. Таким на море места нет.

Опоздать на вахту – позор!

Такого просто быть не может. Уйти с вахты ещё позорнее. Вспомним старинную морскую песню: «Ты вахту не кончил – не смеешь бросать, механик тобой недоволен...». После вахты моряк-кочегар умер («упал, сердце больше не билось»). Не покинул он своего поста у топки котла. За многие годы работы на судах я не знал, даже в разговорах, что кто-то опоздал на вахту или ушел с неё.

Обман или предательство преступно

Не встречал я такого явления ни на суднах, ни на берегу. Наверное, это невозможное явление среди моряков. На флоте нет почвы и смысла этому явлению.

Воровство в экипаже нетерпимо

Моряки не закрывают своих кают никогда. Если что, воришку выследят. Его может «смыть» волной во время шторма или он сам уйдет в первом порту захода. Поэтому их и нет на флоте.

Чистота и порядок во всём

Эта традиция соблюдается на рабочем месте, в каюте, в одежде, в быту. Вспомним Б. Окуджаву:
«И пусть удалось
избежать нам
пучины глубокой,
И если придется
вернуться к родным
берегам,
По первому сроку
оденьтесь, братишки,
по первому сроку,
Положено чистым
домой приходить
морякам!»
Точно сказано! Когда моряки возвращаются в порт, особенно в родной, то к приходу все готовятся: чистят, гладят, подарки родным готовят. Это, как ритуал. И подсчитывают, когда лоцмана возьмем, когда к причалу подойдем. Чистые, нарядные с нетерпением ждут, когда закончит работу комиссия по оформлению прихода. Это самые томительные часы и минуты. Все ждут выхода на твердую землю, даже те, кого никто не встречает. Такая вот психология.

Ещё одна
традиция

Капитан должен уметь КРАСИВО подойти к причалу, к столу и к женщине. Наш северный поэт Николай Рубцов завещал поморам:
Бросьте в сторону
все причины,
Объявите первую
срочность.
Уходите в море,
мужчины,
Проверяйте себя
на прочность.

Андрей 

ПАВЛОВ.

Ветеран СМП,
почетный работник
морского флота.

Крест над водой

Теплоход «Валдайлес», недавно принятый с постройки на польской верфи в Гданьске, первый раз шел в порт приписки – Архангельск. Настроение моряков приподнятое, погода отличная, скорость 18 узлов. В горле Белого моря попутное течение добавило ещё три узла. Бывалые моряки узнавали маяки: Терско-Орловский, Понойские Лудки, Данилов. В уме прикидывали расстояние до порта и время прихода в порт.
Но море есть море, оно всегда неожиданно. На моей дневной вахте, где-то часов в десять утра, на горизонте слева по курсу неожиданно появился... черный крест. Даже жутко как-то стало от неожиданности. Мистика, да и только. Ещё раз определил место судна – всё верно, мы на курсе и слева берега близко нет.
Вызываю капитана. Юрий Альфредович Лусь быстро прибыл на мостик, бросил беглый взгляд на карту, без слов понял обстановку и примолк, глядя на крест. Немного помедлив, он тихо, как бы для себя, сказал: «Сколько лет плаваю, а крест в море вижу в первый раз». Приказал мне включить радиолокатор, что я и сам хотел сделать, но не решался при хорошей видимости. Наш «Док» прогрелся, и на экране слева по курсу высветилась отметка судна.
Капитан давно был третьим помощником, потому сразу всё понял, но до меня ещё не доходило. Я с надеждой смотрел то на крест, то на капитана. «Скоро всё сам поймешь, – сказал капитан. – Думай, третий помощник, думай».
И вот что оказалось. В Белом море бывают очень густые и низкие туманы, стоящие полосой, а в тумане – встречный пароход. Он шел в полосе тумана. А черная мачта со стеньгой торчала выше тумана и смотрелась, как крест над водой. И никакой мистики, всё реально. Только сразу не поймешь, особенно, когда ты такой молодой и неопытный наблюдатель.
До меня же дошло тогда, когда я взял визуальный пеленг на «крест» и радиолокационный пеленг на отметку – они были одинаковы. Пеленг заметно изменялся, что говорило о благополучном расхождении со встречным судном. Так и разошлись мы, не видя друг друга, «крест» проплыл слева.
С этим «крестом» разошлись благополучно, но чувство беспокойства, ожидание опасности, сомнения остались. А вдруг ещё чего-то не видим из-за такого тумана. Радиолокатор не выключал, периодически просматривая горизонт на пятнадцатимильной шкале. Капитан ушел с мостика, а я долго ещё оглядывался за корму, пока не скрылся «крест над водой». Бывает же.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Традиции с «фишками» Несколько слов о празднике «последнего звонка» в Шенкурске 25 мая. Да, именно так – о ПРАЗДНИКЕ! Ведь то, как это...
  2. Традиции с «фишками» Несколько слов о празднике «последнего звонка» в Шенкурске 25 мая. Да, именно так – о ПРАЗДНИКЕ! Ведь то, как это...
  3. По традиции – эстафета прошла 9 мая в Шенкурске и посвящалась 72-й годовщине Победы. Участвовало 19 команд, что на десять меньше рекордной по массовости...
  4. По традиции – эстафета прошла 9 мая в Шенкурске и посвящалась 72-й годовщине Победы. Участвовало 19 команд, что на десять меньше рекордной по массовости...
  5. Традиции с вариациями Новогодний праздник – это прекрасный повод подвести итоги года прошедшего и построить планы на год наступивший. Думаю, относительно себя и...
  6. Традиции с вариациями Новогодний праздник – это прекрасный повод подвести итоги года прошедшего и построить планы на год наступивший. Думаю, относительно себя и...
  7. Братья выбрали море О, море, где конец раздолью? А, может, вовсе нету там конца. К нему тянулись за вольготной долей  отчаянные русские сердца. В...
  8. Братья выбрали море О, море, где конец раздолью? А, может, вовсе нету там конца. К нему тянулись за вольготной долей  отчаянные русские сердца. В...
  9. За бортом не по своей воле Мало было счастливчиков, кто спасался в холодных водах Северной Атлантики.Кому повезло, тот чувствовал себя заново родившимся.  Даже в мирное время...
  10. За бортом не по своей воле Мало было счастливчиков, кто спасался в холодных водах Северной Атлантики.Кому повезло, тот чувствовал себя заново родившимся.  Даже в мирное время...

Метки: ,
Рубрики: Жизнь, Отдых и путешествия





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*



Copyright © 1918-2017
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Глава Шенкурского района В.В. Парфёнов без двух замов. Объявлен приём заявлений на вакантные должности в районной администрации.

Наш опрос

Кого бы вы хотели видеть общественным помощником областного уполномоченного по правам ребёнка в Шенкурском районе?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...