"Важский край" № 45 2017 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

От кельтов к росписи шенкурской…

06.02.2017
1

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 205
ОднаКнопка

Сегодня, благодаря шенкурским мастерам, чьи работы разлетаются во многие уголки России и даже за рубеж, мастер-классам, которые они проводят по всей стране, шенкурская роспись становится известна уже не только узкому кругу специалистов, но и приобретает узнаваемость среди широкой аудитории.

Истоки

Росписи как элемент крестьянской культуры появились на рубеже XVIII-XIX веков. Они переняли композиционные решения и мотивы трехгранно-выемчатой резьбы. Это подметил еще один из первых исследователей шенкурской росписи Юрий Арбат: «Так вот, значит, как родились три шенкурские розы. Они перешли из традиционной древнерусской северной резьбы. Об этом говорит и графический, «деревянный» характер шенкурских роз. Значит, не прерывалась старинная линия развития декоративного искусства, изменилась только техника украшения – применяться стала не резьба, а роспись и более современный материал».
Трехгранно-выемчатая резьба была занесена на Русский Север  в XII-XV веках переселенцами из Новгородского и Ростово-Суздальского княжеств,  продолжала бытовать до XX века и была не характерна для финно-угорских народов. Среди других неславянских народов Европы этот вид резьбы широко распространен у германских народов: северных немцев, датчан, шведов, норвежцев, в северных районах Голландии. Высказывалось предположение, что геометрическая трехгранно-выемчатая резьба появилась в горных районах Европы еще в эпоху бронзы. Возможно, традиция украшения розетками, выполненными в технике трехгранно-выемчатой резьбы, элементов жилища зародилась в кельтской среде.

Важские прялки

Самобытная, яркая роспись, которая родилась на просторах Поважья, шенкурская, или как ее еще иногда называют важская, в первую очередь, прялочная роспись. Расписную важскую прялку обычно покупал отец для своих дочерей, вступавших в возраст невест. Выборы невесты, как правило, проходили на вечеринках, начинавшихся с праздника Покрова. Сюда девушки приходили с работой, с прялками. В темной избе, освещенной слабым светом лучины или керосиновой лампы, яркая, нарядная прялка привлекала к девушке внимание.
Самые ранние датированные расписные прялки, дошедшие до нашего времени, относятся к шестидесятым годам XIX века. К концу XIX века существенно увеличилось количество изготавливаемых важских прялок и маляров, их расписывающих, а подлинным расцветом их производства можно считать 20-е года XX века. В тяжелые 30-40-е годы это ремесло постепенно угасло.
Первых маляров, иконописцев и живописцев, занимавшихся малярными работами, письменные источники фиксируют в 60-е годы XIX века, в это время появились и первые маляры в окрестностях Шенкурска, в том числе и в деревне Литвиново, где и сегодня работает художественная мастерская ТОСа «Рукомесло». В 90-е годы появляются первые мастера и в Глубоковке, давшей название одному из видов шенкурской росписи. К началу двадцатого века окончательно сформировался особый стиль шенкурской росписи, и образовались четыре ее центра: шеговарский, едемский, паденьгский и глубоковский.
Расписные прялки Поважья отличаются яркостью, узорностью, декоративностью. На красно-оранжевом или ярко-оранжевом фоне лопасти прялки красуются три цветка-розетки в обрамлении изогнутых листьев, бутонов, более мелких цветов, и при этом каждая прялка неповторима, так как варианты декоративных разделок бесконечно разнообразны. В росписях важских прялок варьируются образы вечного обновления природы: бутоны, переходящие в цветы, цветы, рождающие плоды, и плоды, снова дающие жизнь. При этом шенкурские росписи в отличие от росписей в свободной кистевой манере, несмотря на свою орнаментальность, очень графичны, поэтому при их росписи требуется особая тщательность, можно даже сказать, каллиграфичность.
Крестьянские маляры в этом районе Поважья расписывали помимо прялок и другие бытовые предметы: детские игрушки, детали ткацких станков, бондарную посуду, праздничные дуги, берестяные корзинки. А их товары разлетались по всей округе благодаря Сретенской и Евдокиевской ярмаркам.
Элемент шенкурской росписи использован в качестве логотипа туристического бренда Шенкурского района «Шенкурье».

Домовые росписи

Не менее самобытны и получившие относительно широкое распространение, так называемые, домовые росписи Поважья: росписи фасадов и интерьеров крестьянских домов. В 1882 году русский поэт и писатель Федор Николаевич Берг писал как раз о важском крае: «Особенную красоту придают избе… яркая… раскраска по подзорам, охлупням, по конькам, подкрылкам, ставням, наличникам и карнизам».
Первый, точно датированный дом с росписью 1856 года стоял в деревне Усть-Паденьге. Дом в Долматово также относится примерно к середине века. Однако надо заметить, что сама традиция росписи деревянных построек – хором и церквей – уходит в глубокую древность. Все известные расписные дома – и не только по Ваге – топились по-белому, были пятистенками – одноэтажными на высоких подклетах или двухэтажными. Наряду с избой они непременно имели «чистые половины» – горницы, а также зимовки, боковушки.
Наиболее ярко домовая роспись представлена работами маляров Петровских и, прежде всего, росписью их родового дома в деревне Чурковской бывшей Воскресенской волости Шенкурского уезда (ныне Вельский район). Дом этот в деревне называли Алёшкиным – по имени Алексея Ивановича (1821-1893), бывшего главой семейства на протяжении всей второй половины позапрошлого века. В некоторых композициях, принадлежащих Петровским, лев и единорог держат портрет в овальной раме, что навеяно английским гербом. В древности изображения львов имели охранительный смысл. Единорог в зодиакальном цикле – символ Христа. Но чаще встречаются растительные мотивы: деревца или кусты с многолепестковыми, а иногда и вихреобразными розетками. В них можно увидеть «воспоминания» о древе жизни, солярных знаках. Образ птицы символизировал счастливую жизнь. Многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада» – идеал крестьянской жизни. Позволить себе заказать подобную роспись дома могли исключительно зажиточные крестьяне.
Но к началу XX века интерес к местной домовой живописи стал гаснуть, большую конкуренцию Петровским составили отхожие костромские маляры.  Костромская роспись – яркий образец росписи живописного типа. Она очень наглядна, образна и доступна восприятию. Широкому распространению росписей живописного типа, так называемым свободно-кистевым росписям, способствовала легкость и простота их исполнения. Буквально двумя-тремя мазками народные мастера изображали листок, а пять-семь упругих лепестков превращали пятно красного цвета в розан.

В народных преданиях сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах в частушках, отразивших быстроту работы костромичей-отходников:

Красил Ваня костромской,

Красил красочкой баской,

Как пошел Иван домой,

Так и красочка долой.

Они-то и были главными проводниками новой на Ваге живописной манеры. Многие авторы отмечали, что примерно с 1890-х годов костромичи составили основную часть бродячих мастеров на Архангельском и Олонецком Севере.

Наивные художники XX века

Развитие шенкурских и домовых крестьянских росписей в Шенкурском уезде послужило толчком не только к развитию ремесленных производств и промыслов, но и подарило миру нескольких художников наивного направления в живописи.

В начале XX века в селе Шеговары работала мастерская художника Александра Захаровича Осипова (1880-1932 г.г.). Он писал иконы и работал над росписью храмов Шенкурского уезда. Сегодня его работу можно увидеть в Вознесенской церкви на Ворбасе. После революции он почти не работал, писал в основном заказные портреты и пейзажи. К сожалению, сведений о художнике сохранилось очень мало, но среди его учеников были известные в Архангельской области художники М.А. Кичин и К.И.Третьяков.

Михаил Андреевич Кичин (1894-1965 г.г.) родился в деревне Литвиновской, близь Шенкурска. В юности побывал в Соловецком монастыре, где обучался иконописи в живописной школе. В 1910-е годы работал в мастерской А.З. Осипова в Шеговарах. С 1938 до 1950-х годов художник возглавлял Шенкурский краеведческий музей, где сохранилась наиболее значительная коллекция его работ. Художник был искренним патриотом шенкурского края, он посвятил свое творчество пропаганде местной истории. Его работы имели прикладной характер, и их создание стало частью просветительской деятельности художника. Поэтому его исторические циклы в полной мере могут быть названы «шенкурским историческим лубком XX века».

Дальний родственник маляров Петровских – Константин Иванович Третьяков (1896- 1983 г.г.) родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего-кровельщика. Как и  М.А. Кичин, сначала начинал работать в иконописной мастерской Соловецкого монастыря, а в 1910-е художник поступил на работу в мастерскую к купцу Осипову в Шеговарах, где работал и учился у Кичина, как у старшего по мастерской. Константин Третьяков создал живописную биографию типичного северного села советского времени. Он искренне славил «новую жизнь» послереволюционной эпохи, выгодно противопоставляя ее картинам старого, дореволюционного быта. Несомненно, художник стал продолжателем традиций русского народного лубка и народной картинки, столь любимых северным крестьянством.

Но наибольшее признание получил всемирно известный художник Иван Егорович Селиванов (1907-1988 г.г.). Как он сам писал: «…родился я в Архангельской губернии в Шенкурском уезде в Едемском сельском совете в деревне Васильевской у бедной крестьянской нищей». Яркий  представитель наивного направления в живописи. Его картина «Портрет девочки»,  впервые показанная на выставке в1956 году в Москве, ошеломила зрителей. Искусствовед М.Алпатов сравнивал Ивана Егоровича с Нико Пиросмани и Анри Руссо. Автопортреты художника приобрели всемирную известность. Москва, Нью-Йорк, Прага, Париж, Лондон, Берлин восхищались произведениями Ивана Егоровича Селиванова. Он получил три «Гран-при» за свои работы на Международных выставках в Париже.


Возрождение шенкурской росписи

После своего расцвета в 20-е годы XX столетия шенкурская роспись угасла, былой промысел стали забывать, многие расписные прялки шли на щепки для растопки печей…

Через несколько десятилетий прялочная  шенкурская роспись была вновь «открыта» в 1958 году в рамках экспедиции в Архангельскую область сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности. Через пять лет известный писатель, журналист и исследователь народной культуры Юрий Арбат, путешествуя по Северу России, побывал и в Шенкурском районе. Свои путевые впечатления он публиковал в серии книг, отдельные главы которых посвятил расписным шенкурским прялкам.

Вслед за Ю. Арбатом роспись этого региона с характерным колоритом, композицией и манерой исполнения стали называть шенкурской. Именно с таким названием роспись вошла в альбомы, каталоги и статьи, выпускавшиеся в тот период Загорским музеем-заповедником, Государственным историческим музеем, Русским музеем в Ленинграде и рядом других музеев. Также некоторые исследователи и авторы называли роспись «глубоковской», по названию одного из центров росписи, и «важской».

В 80-е годы изделия с шенкурской росписью начали изготавливать мастера предприятий «Беломорские узоры» и «Вологодские росписи». Большой вклад в возрождение и популяризацию шенкурской росписи внесла народный мастер Елена Борисовна Чиркова. Влюбившись в эту роспись и переехав из Северодвинска в Шенкурск, Е.Б. Чиркова в 1992 году организовала кружок для детей по изучению северных росписей. Основными приемами изучения были копирование оригиналов из коллекции Шенкурского музея, составление таблиц многообразия элементов, творческая переработка наиболее традиционных мотивов, поиск новых форм расписываемых прялок. Уже в 1993 году в детской школе искусств №18 открылось художественное отделение, а в 2000 году в Шенкурске открыли  детскую художественную школу. К сожалению, в 2010 году в ходе оптимизации она была закрыта.

Сегодня мастера и бывшие ученики Шенкурской детской художественной школы продолжают дело шенкурских маляров второй половины XIX-начала XX века, ищут новые решения, приемы и объекты для росписи. Изделия шенкурских художников можно встретить не только в сувенирной лавке г. Шенкурска, но и в Малых Корелах в Архангельске, на многочисленных ярмарках по всей стране, в Москве и в Санкт-Петербурге. Элемент шенкурской росписи использован в качестве логотипа туристического бренда Шенкурского района «Шенкурье». А такие мастера, владеющие шенкурской росписью, как Елена Борисовна Чиркова, Михаил Васильевич Бронский, Любовь Александровна Савинова, Евгения Рудольфовна Димитрова, становятся известны не только у себя на малой родине, но и далеко за ее пределами, в том числе благодаря и шенкурской росписи, товарам с ее использованием, проводимым ими мастер-классами.

Подготовил Евгений БЫКОВ.

Маляр (от нем. мaler) – живописец.  Впервые употреблено в русском языке в 1665 году. В конце 19 века малярами называли ремесленных живописцев, занимавшихся росписью, окраской, разделкой окрашенных поверхностей «под дерево», разрисовкой узоров и надписей через трафарет.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНЫ КНИГИ И СТАТЬИ АВТОРОВ:

Шелег В.А,  Арбат Ю.А., Peesch R., Суслов В.В., Соболев Н.Н., Уханова И.Н.,

Анри де Моран,  Рыбаков Б.А., Вишневская В.М., Кондратьева В.Г., Фасмер М.,

Даль В.,  из ГААО, Мильчик М.И., Чиркова Е.Б., Берг Ф.Н., Пухова В.В.,

Большева К.А.,  Каплан Н.И. , Шмакова В.Т., Тарановская Н.В., Гончарова Л.Н.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...
  2. На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...
  3. Не учи безделью, а учи рукоделью! Мудрый русский народ знает, что ремесло плечи не тяготит, есть не просит, а еще и кормит. Но пока интерес к...
  4. Не учи безделью, а учи рукоделью! Мудрый русский народ знает, что ремесло плечи не тяготит, есть не просит, а еще и кормит. Но пока интерес к...
  5. Посетила музей и Дом мастера Важская роспись и прялки стали объектом изучения для преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов  колледжа культуры и искусства Юлии...
  6. Посетила музей и Дом мастера Важская роспись и прялки стали объектом изучения для преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов  колледжа культуры и искусства Юлии...
  7. Заткнуть за пояс Смысл этого выражения прост – говорят так об умном человеке, мастере своего дела. К слову о мастерах, на четвертом фестивале...
  8. Заткнуть за пояс Смысл этого выражения прост – говорят так об умном человеке, мастере своего дела. К слову о мастерах, на четвертом фестивале...
  9. Мифы о Доме мастера В  Шенкурском Доме мастера хоть и не кипит жизнь, зато идёт своим чередом. И это вопреки тому,  что буквально от...
  10. Мифы о Доме мастера В  Шенкурском Доме мастера хоть и не кипит жизнь, зато идёт своим чередом. И это вопреки тому,  что буквально от...

Метки: , ,
Рубрики: Жизнь, Культура





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*



Copyright © 1918-2017
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Глава Шенкурского района В.В. Парфёнов без двух замов. Объявлен приём заявлений на вакантные должности в районной администрации.

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...